FORZA – ЗНАЧИТ "СИЛА"

14.01.2019
Об усилителях Forza стало известно ещё весной 2018 года. Тогда это была ещё полуофициальная информация – о ней нам рассказали во время поездки в Италию, в головной офис Elettromedia. Первым в серии Prima Forza вышел 8-канальник со встроенным 9-канальным процессором Audison AP F8.9 bit. В отличие от "обычного" Audison AP 8.9 bit он имеет более высокую мощность (отсюда и название Forza, что переводится как "сила"). Впрочем, как оказалось, этим дело не ограничилось.

К тесту приступил с большим интересом. Как минимум, потому, что Audison не использует готовые OEM-решения от китайских или корейских фабрик, а разрабатывает подобные вещи самостоятельно. Тем более, что работу отдела R&D (исследований и разработки) мне доводилось видеть собственными глазами. Больше того, производство усилителей Prima (в том числе и новых Forza) тоже размещено в Италии, в небольшом городке Кастельфидардо (Castelfidardo), ровно там же, где делаются Audison Thesis. 

Интересный момент. В комплекте к Audison AP F8.9 bit идёт карточка eID. Это программа подтверждения подлинности продукции Elettromedia. Можно отсканировать QR-код и получить всю информацию об усилителе, и эта же карта используется для регистрации на официальном сайте Audison для получения полноценной техподдержки. 

0001.jpg

КОНСТРУКЦИЯ

Итак, поехали. Внешне 8-канальный Forza похож на "обычный" AP 8.9 bit, который без буквы F (в своё время я уже пробовал на зуб его 4-канального собрата). В размерах Forza немного подросла, хотя для такого количества каналов габариты в любом случае смешные – всего 23,8 х 15,5 х 5 см. Все подключения выведены на одну сторону, для скрытой установки это большой плюс.

6822.jpg

За исключением выхода 9 канала на сабвуферный усилитель (его назначение зафиксировано без вариантов) все входы и выходы выполнены в разъёмных фишках. В комплекте, разумеется, идут все необходимые "хвосты". Между прочим, весьма приличного качества и с дополнительными фиксаторами для особо "рукастых", которые любят выдёргивать провода из фишек. 
0003.jpg

Аналоговый вход (мастер-вход) выполнен в двух раздельных разъёмах – для линейного подключения или для подключения по высокому уровню. Это сделано с учётом нареканий на "обычный" Audison AP 8.9 bit – при подключении к линейным выходам ГУ чувствительности входов хватало не всегда. Некоторые производители решают эту проблему иначе – переключателем чувствительности внутри корпуса, но технически это, согласитесь, не слишком изящно. 

К слову, высокоуровневый вход имеет симулятор нагрузки. Так что при апгрейде штатных систем с самодиагностикой (которые отказываются работать при отключении хотя бы одного динамика) Audison может стать одним из самых удачных решений. 

0004.jpg

Дополнительного входа AUX в Forza не предусмотрено, и тому есть определённые технические причины. Дело в том, что Elettromedia в последнее время активно работает на американский рынок, и, в частности, делает упор на интеграцию со штатными системами через интерфейсы iDatalink Maestro. Об этом итальянцы рассказывали ещё в позапрошлом году на конференции компании Чернов Аудио. Собственно, подключение Audison AP F8.9 bit через такой интерфейс и наложило ограничение на выделение пары входов AUX. 

Полагаю, это не столь серьёзное упущение, на практике дополнительный аналоговый вход востребован не так уж и часто, а, к примеру, тот же смартфон можно подключить и через цифру, используя интерфейс Bluetooth-SPDIF, коих полно даже на AliExpress. 

Оптический вход принимает сигнал вплоть до разрешения 24 бит/192 кГц. Это позволяет подключать практически любой источник сигнала – от адаптера MOST-SPDIF до уже упомянутых Bluetooth-SPDIF интерфейсов или аудиофильских плееров с цифровым выходом. 

Переключение между аналоговым и цифровым входами производится либо с проводного пульта Audison DRC, либо подачей "+12 В" на соответствующие выводы фишки Control. Во втором случае пульт необязателен. Собственно, именно поэтому он идёт отдельно, как опция. Можно использовать обе нынешних аудисоновских модели – DRC AB, это который попроще, или DRC MP, который работает в том числе и с Hi-Res плеером Audison bit Play. 

Открываю корпус. Усилитель выполнен на двух платах – на основной, материнской, расположены блок питания и сама усилительная часть, на втором "этаже" – сам процессор. Малосигнальная и сильноточная части разнесены по разным сторонам корпуса – тут всё всё "по фен-шую". 

0005.jpg

Выходная мощность заявлена приличная для такого малыша – 8 каналов по 85 Вт на 4 Ом или по 130 Вт на 2 Ом. Важно, что каналы можно включать мостом – получается по 260 Вт на 4 Ом, этого уже достаточно для какого-нибудь лёгкого саба. В крайнем случае можно взять 2-обмоточный саб и пустить на него 4 канала в два моста, получив больше 500 Вт. Даже при таком нетривиальном раскладе останется четыре канала, которых хватит на 2-полосный фронт. В общем, с таким количеством каналов и таким силовым запасом вариантов полно. 
0006.jpg

Звуковая часть собрана на чипах IRS2093M. Хорошие драйверы, которые в правильной обвязке, с правильными силовыми ключами и выходными фильтрами умеют звучать очень даже прилично. И, к слову, работать с КПД порядка 95%. 

0007.jpg

Процессорная плата очень похожа на ту, что используется в "обычных" усилителях Prima, однако она тоже подверглась доработкам. Это касается не только обвязки самого процессорного "камня", но и части, ответственной за приём цифрового сигнала, если раньше процессор принимал сигнал "по цифре" с разрешением до 24 бит / 96 кГц, то сейчас – 24 бит / 192 кГц.

0008.jpg

ВЫБОР КОНФИГУРАЦИИ И НАСТРОЙКА

По этой части новые Forza сохранили все достоинства, которые были и в "обычной" линейке Prima. В первую очередь я имею ввиду селектор предустановленных вариантов конфигурации (Presets), который позволяет запустить систему, даже не подключая компьютер для настройки.

0009.jpg

Все готовые конфигурации описаны в руководстве пользователя, и если какая-то из них – это ваш вариант, то можно просто ставить селектор в соответствующее положение и смело включать систему. Положения с 1 по 7 – это всё нередактируемые предустановки. Если же нужна более детальная настройка, переводите селектор в положение "0", подключаете компьютер или ноутбук и вперёд – настраивать. 

Скачиваю с официального сайта программу, устанавливаю. Важное замечание – программа рассчитана на версии, начиная с Windows 7 и выше и не работает под Windows XP! 

Правда, моя "семёрка" с первого раза тоже заругалась на отсутствие библиотеки d3dcompiler_47.dll. Покурив тему, выяснил, что этот файл входит в обновление KB4019990. Если вы столкнулись с такой же проблемой, смело заходите на официальный сайт Microsoft (чтобы не искать, вот вам прямая ссылка) и ставьте это обновление. После этого всё прекрасно запускается: 

0010.jpg

Вместе с программой идёт несколько файлов language packs, среди которых есть и русский. Если вам принципиально, можно изменить язык софта. Я, правда, продолжил в исходной англоязычной версии. Дело вкуса, но мне оно как-то привычнее.

0011.jpg

Возможности конфигурации лучше всего оценить в пункте Configuration wizard. Тут всё пошагово и интуитивно понятно. Сначала указываем, что у нас на аналоговые мастер-входы подаётся. В пункте "derive SUB from" указывается, откуда будет браться сигнал для сабвуферного канала:

0012.jpg

Потом запускается процедура автоматической установки чувствительности и деэквализации. Принцип – как у прежних версий процессоров: на источнике запускаются технические треки с диска, который идёт в комплекте (или же их можно скачать с официального сайта), программа подсказывает какой трек включить, какую выставить громкость на ГУ и т. д. В общем, на этом этапе процессор делает всё, чтобы "выпрямить" кривой штатный сигнал. 
0013.jpg

Эта часть, в принципе, хорошо изучена, однако нелишним будет напомнить, что процессор всё же не всесилен. Самый простой пример: на высокоуровневых входах перепутаны фазы, в этом случае сигнал просуммируется в противофазе и сабвуфер просто не будет работать. 

Или совсем тяжёлый случай, если мы имеем поканальное усиление со штатного усилителя, да ещё и сигналы сдвинуты по фазе относительно друг друга. При таком раскладе на частоте раздела может возникнуть провал, который не до конца восстанавливается методами деэквализации. На этот случай предусмотрена возможность посмотреть АЧХ на входе процессора после суммирования, но до деэквализации. Её форма должна быть как минимум одинаковой в левом и правом каналах. Если есть провалы, имеет смысл поменять фазу одной пары каналов относительно другой и провести процедуру заново. В общем, нюансов много, так что мозги в любом случае включать нужно. 

Со входами разобрались, дальше определяемся с выходами. Указываем, какая у нас будет конфигурация. Например, вот так будет выглядеть система с 3-полосным полупоканальным фронтом (СЧ и ВЧ через пассивный кроссовер), мидбасовым звеном, тылом и выходом на сабвуфер:

0014.jpg

Остаётся только уточнить каналы. Тут ограничений никаких, и это хорошо – можно назначить каналы так, чтобы выложить все кабели без перехлёстов и избежать "змеиной свадьбы". Обратите внимание, в этом примере я решил подключить мидбасовые динамики мостом: 

0015.jpg

На этом всё, после конфигуратора снова выходим в главное окно. Картинка слева принимает нужный вид, если какие-то каналы определены как мостовые, их регулировки объединяются:

0016.jpg

Удобная фича – в левом нижнем поле можно сгруппировать несколько каналов, если при выделении мышкой нажать и удерживать Ctrl. Тогда программа покажет суммарную АЧХ с учётом провалов из-за фазовых сдвигов кроссовера. Для сравнения – два скриншота с одинаковыми частотами среза но разной крутизной – 12 и 24 дБ/октаву. Если динамики подключены корректно, в правильной фазировке, эта информация может быть весьма полезной: 

0017.jpg

0018.jpg

Управление эквализацией – простейшее: таскаем на графике точку и роликом мышки меняем ширину полосы. Значения частоты и добротности отображаются тут же – под графиком. Последнего не было в предыдущих "примах", и это вызывало замечания у многих пользователей. Хотя, по словам инженеров Audison, при настройке нужно смотреть не на циферки программы, а на экран RTA-метра, и я с ними в чём-то согласен. 

Из дополнительных фич – возможность задействовать бас-буст в мидбасовых каналах или в канале сабвуфера. Кривая задаётся в отдельном пункте настроек.

0020.jpg

Ну и плюс возможности выставлять приоритеты входов, настраивать систему автоматического включения усилителя – в зависимости от типа штатного усилителя могут потребоваться разные алгоритмы её работы и, возможно, придётся поэкспериментировать с таймингами включения и выключения. В общем, всё гибко настраивается. 

0021.jpg

Все настройки, как полагается, работают в реальном времени, перед выходом из программы программа предлагает их финализировать, чтобы они сохранились в памяти процессора. Всего для настроек предусмотрено две ячейки памяти. 

ЗВУЧАНИЕ

В чём-то звуковая подача AP F8.9 bit близка к протестированному ранее Audison AP 4.9 bit. Ощущение, что играет класс D отсутствует практически полностью. Звучание без характерной "мониторной" сухости, которая присуща, к примеру, процессорным усилителям Helix. Пожалуй, его можно назвать даже тёплым. 

Классическая или качественная инструментальная музыка звучит комфортно. Кайфово подаётся джаз и блюз – как-то уютно и "телесно" что ли. Пожалуй, "живые" жанры – это вообще конёк этого усилителя. 

На жёстком роке звуки не перемешиваются в грязную кашу, с макродинамикой всё нормально, но нарочитого подчёркивания атаки усилитель не показывает. Не то, чтобы Five Finger Death Punch начали звучать проще, но звучание какое-то уж слишком правильное и рафинированное, немного остроты не помешало бы. 

На ритмичной клубной музыке запас энергетики достаточный, бас передаётся уверенно и упруго. При желании можно в разумных пределах пошалить с громкостью и "подкинуть дровишек в топку". В плане басового контроля правильно реализованный D-класс всё же имеет свои преимущества. 

В общем, итальянцы не зря поработали над увеличением мощности по сравнению с "обычным" 8-канальным Prima. Причём, что особенно важно, звучание не огрубело и не потеряло свою "итальянскую" теплоту. 

ИЗМЕРЕНИЯ

Измерения на этот провёл по расширенной программе. Во-первых, оценил спектры выходного сигнала. Характер гармонических искажений при увеличении уровня практически не меняется, характер интермодуляционных искажений умеренный, паразитных гармоник немного. На верхних частотах есть небольшой "шумовой артефакт", но по уровню он не вылезает за отметку -90 дБВ, так что в нём нет никакого криминала, подобные вещи часто доводится видеть в усилителях D-класса. 

0022.jpg

В последнее время при изучении усилителей иногда пробую снимать зависимость КГИ от частоты выходного сигнала. Статистика накоплена интересная, пожалуй, включу это измерение в свои будущие тесты на постоянной основе. На нагрузку подаю мощность порядка 1 Вт, но для наглядности график привожу к уровню 0 дБ: 

0023.jpg

Как видите, почти во всём тонально значимом диапазоне вплоть до 4 кГц преобладает вторая гармоника, и в этом, возможно, кроется секрет "теплоты" звучания, не свойственной D-классу. Всё же не просто так инженеры в Elettromedia самостоятельно ковыряются с разводкой плат и колдуют над выходными фильтрами и обвязкой чипов. Сейчас готовятся тесты ещё парочки усилителей D-класса, там ситуация будет совсем иная, что и на звучании отразилось соответствующим образом. 

По части мощности всё в полном порядке. Заявка 85 и 130 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно, выполняется даже с небольшим запасом. Правда, характеристики снимал при нагрузке четырёх каналов из восьми – просто не набрал у себя нужного количества мощных резисторов для измерения. Но это, думаю, простительно, в реальной жизни часть каналов всё равно будет отведена на СЧ/ВЧ, а значит будет работать в "облегчённом" режиме. 

0024.jpg

Обращу внимание, что на 2 Ом усилитель работает стабильно, так что низкоомную акустику можно подключать смело.
    • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,02%
    • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,02%
    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 92 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 134 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 103 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 156 Вт

ВЫВОДЫ

Итак, в каких случаях Audison AP F8.9 bit окажется в самый раз. Во-первых, как и все процессорные модели Audison, это один из лучших вариантов при апгрейде штатной системы, когда без подключения по высокому уровню никак не обойтись. Серьёзные возможности деэквализации и "восстановления" сигнала – это серьёзный довод. При этом у вас в запасе есть ещё и цифровой вход без каких либо ограничений – процессор принимает практически любой сигнал вплоть до 24 бит/192 кГц. 

К тому же Audison AP F8.9 bit чрезвычайно компактен, так что его легко использовать в инсталлах с максимальным сохранением стокового вида салона и багажника. 

Во-вторых, новая Forza имеет приличный силовой запас и уже не имеет каких-либо ограничений, как, скажем, его "обычный" собрат Audison AP 8.9 bit. Более того, усилитель легко работает в том числе и с 2-омной нагрузкой. Эта возможность заявлена у многих, но вот хорошо делать это умеют далеко не все ультракомпактные компактные усилители D-класса. 

Что же касается звучания, то усилитель имеет всё, чтобы носить имя Audison. В нём отсутствуют сухость и грубость, характерные для простых реализаций D-класса. Усилитель хорошо показывает себя на любых музыкальных жанрах, хотя и тяготеет в основном к "живой" музыке. Электронику, впрочем, он тоже любит – звучит плотно, сочно и с достаточной энергетикой. 

А вообще, только детально пощупав этот усилитель, становится понятно, почему его цена несколько выше (на момент теста 71300 рублей), чем у 8-канальных коллег на основе корейских и китайских OEM-решений. Однозначно, качественный и породистый девайс.

+
  • Высокое качество изготовления, made in Italy
  • Чрезвычайно компактен
  • Высокая выходная мощность
  • Каналы можно включать мостом
  • Высокоуровневые входы имеют симулятор нагрузки
  • Автоматическая деэквализация при подключении к штатным системам
  • Возможность работы без пульта DRC
  • По "цифре" принимает сигнал вплоть до разрешения 24 бит/192 кГц
  • Фирменное "аудисоновское" звучание

-
  • Двух ячеек памяти для настроек может оказаться маловато
  • Есть небольшие ограничения на выбор типа фильтров
  • На агрессивных жанрах звучание может показаться слишком "спокойным"

Антон Николаев, Carmus.ru
Ссылка на оригинал статьи